Мопед своими руками. Занятие для двух «бездельников»
Павел ОРЛОВ, Москва
Не любитель я скоростной езды: 40-50 км/ч в окрестностях дачи для меня - вполне быстро. И чтобы перемещать сто килограммов
«моего величества», не нужны ни запредельная мощность, ни слоновья масса везущей «железяки».
Кто-то присоветует: ну так возьми скутер-«полтинник»! Во-первых, «табуретки» дороговаты. Во-вторых, в деревне, где дача,
это «техника до первой поломки» - вряд ли за 300 км от города я запросто найду, если понадобится, импортную запчасть.
В-третьих, скутер много весит: как на легковой машине довезти его до дачи? Ездочить своим ходом? Не смешно! После 300 км
пути я останусь без рук, без ног, без пятой точки...
«Породнившиеся» два «бездельника» едут на дачу.
Когда я об этом размышлял, попался мне на глаза материал «Едем стоя» в «Мото» №9 за 2005 г. Автор рассказал, как приспособил
моторчик «дешку» к самокату. Зацепило - и я рванул на велорынок.
Да вот беда, продавцы в один голос утверждали, что сейчас «дешку» не
выпускают (может, врали?). Не знаю, чем бы все закончилось,
но вспомнил про «Крота». Того, что «живет» у меня на даче и культивирует
землю всего два дня в году: один - в мае, второй -
в сентябре. Его 60-кубовый двухтактник вдвое мощнее «дешки» - 2,6
«лошадки» против 1,3. Собран вместе с бензобаком, глушителем,
ручным стартером, воздушным фильтром и редуктором. И я решил
приспособить его к другому «бездельнику» - складному велосипеду,
что уже три года пылился на антресоли.
Рычаг газа (указан стрелкой).
Из 5-мм листа дюрали сделал полочку, установил ее вместо заднего
багажника. В вертикальной плоскости ее держат две стойки
от старого велосипеда. В продольной - отверстие, которым она надета на
трубу, в отверстии закреплено седло. А поперечную
устойчивость конструкции гарантирует откос с правой стороны. К этой
достаточно жесткой конструкции и прикрутил четырьмя болтами мотор.
Слева на руле: 1 - рычаг выжима сцепления; 2 - рычажок фиксатора; 3 - кнопка выключения зажигания.
Привод на заднее колесо сделал ременным, с натяжным роликом от ГРМ ВАЗа-«восьмерки». Ведущий шкив оставил штатный, а ведомый
подошел по передаточному отношению от мотоблока МБ. Он алюминиевый, двухручейный. На токарном станке срезал лишний ручей -
тот, что пошире. А как прикрепить шкив к колесу? Нашел еще один шкивок (наклон боковых поверхностей большинства шкивов
соответствует углу наклона спиц), сделал в нем «болгаркой» пропилы, совпадающие с перекрестиями спиц. Установил его точно
по центру колеса с помощью специальной втулки. Просверлил в нем отверстия и болтами прижал к спицам через большие шайбы. А
уже к нему прикрутил тремя винтами ведомый шкив. Передаточное отношение получилось на редкость удачным. И еще: ведущий шкив -
двойной, а рядом с движком на полочке достаточно места для небольшого генератора. Улавливаете нить?
Механизм сцепления: 1 - трос; 2 - пластина; 3 - болты - направляющие пластины; 4 - ролик; 5 - пружины.
У «Крота» нет механизма сцепления. А почему бы ременному приводу не передать его функции? Для этого ролик, натягивающий ремень,
не стал закреплять жестко - его постоянно поджимает пружина. Если, сжав ее, отодвинуть ролик, ремень пробуксовывает. Вот вам
и сцепление! Рычаг выжима сцепления самодельный. Свободный ход пластины с роликом - целых 7 см (это с запасом - ведь ремень
со временем вытягивается), а у мотоциклетных рычагов сцепления он не более 2 см. Что получилось, видно на фото. Недостаток
конструкции в том, что приходится напрямую, без усиливающего плеча, «бороться» с пружинами натяжного ролика. Но это можно
перетерпеть - у моего аппарата нет коробки передач, так что работать рычагом сцепления приходится очень редко - только во
время старта и остановки. Рычаг в зажатом положении фиксирует маленький стопорный рычажок. Он выручает, когда нужно выключить
сцепление надолго, например, при езде «по-велосипедному». Вместо троса сцепления в оплетку вставил тонкую стальную проволоку,
смазанную литолом. У оплетки нет крутых изгибов, так что проволока в ней перемещается легко. Главное достоинство такой
замены - проволока намного надежнее дефицитного в деревне троса.
Главный компонент - под бейсболкой.
Передний и задний тормоза - обычные велосипедные. Остальные органы управления на руле - штатные от «Крота»: слева - «глушилка»,
справа под большой палец - рычаг газа.
В декабре провел испытания. Запуск моторчика - шнуром. Стартовал при
помощи педалей. Два-три оборота - и о них можно забыть.
Кстати, вентилятор принудительного охлаждения «Крота» гарантирует, что
мотор не перегреется на небольшой скорости. Попросил
знакомого водителя автомобиля проехать синхронно со мной, чтобы
зафиксировать скорость. Вышло, что «максималка» - свыше 60 км/ч.
Но такая скорость показалась мне опасной - велосипед все-таки. А при 40
км/ч - сплошное удовольствие! Для этого движка «сорок» -
прогулочный режим. Любой подъем для него - пустяк.
Так крепится ведомый шкиф к колесу: 1 - ведомый шкиф; 2 - проточенный шкивок; 3 - болты с большими шайбами.
Что я получил? То, что хотел. В багажник моих «Жигулей» просто уложить
индивидуальное складное транспортное средство массой
32 кг (велосипед - 20, мотор - 12), способное перемещать «мое
величество» со скоростью 60 км/ч и чуть быстрее. На сборку-разборку
уходит от пяти до десяти минут. Расход бензина - не более 2-2,5 л на 100
км. Ломаться в моей конструкции нечему. В запасе
достаточно держать ремень, один-два метра сталистой проволоки и натяжной
ролик от «восьмерки»! А на крайний случай есть педали.
Извините за технологические огрехи, которые видны на фото - спешил поделиться идеей, не все успел облагородить. Ничего, доделаю.
Так крепится ведомый шкиф к колесу: 1 - ведомый шкиф; 2 - проточенный шкивок; 3 - болты с большими шайбами.
Общие данные: сухая масса - 32 кг, длина - 1830 мм, высота - 1100 мм,
высота по седлу - 850-950 мм, ширина - 600 мм,
база - 1230 мм, дорожный просвет - 180 мм, обьем бензобака - 1,8 л,
максимальная скорость - больше 60 км/ч. Двигатель - «Крот»,
рабочий объем - 60 см3, мощность - 2,6 л.с., карбюратор - К60В.
Трансмиссия: самодельный ременной привод, ремень - 1400 мм,
ведущий шкив - штатный 60 мм, наружный диаметр ведомого шкива - 255 мм
(оптимален при диаметре колеса 600 мм). Ходовая часть:
складной велосипед «Импульс». Шины: передняя и задняя - 47-507. Тормоза:
штатные велосипедные. Электрооборудование: пока отсутствует.
|