Всё
больше распространяется мода на светодиоды, в настоящее время многие
сами ставят диодные ленты (для дневного света и многого другого ).
Наткнулся на следующую статью, которой и хочу со всеми поделиться:
"В
настоящее время в нашу жизнь интенсивно внедряются светодиоды. Основная
проблема оказывается как из запитать. Дело в том, что главным
параметром для долговечности светодиода является не напряжение его
питание, а ток который по нему течет. Например, красные светодиоды по
напряжению питания могут иметь разброс от 1.8 вольта до 2,6, белые от
3,0 до 3,7 вольта. Даже в одной партии одного производителя могут
встречаться светодиоды с разным рабочим напряжением. Нюанс заключается в
том, что светодиоды изготовленные на основе AlInGaP/GaAs (красные,
желтые, зеленые — классические) довольно хорошо выдерживают перегрузку
по току, а светодиоды на основе GaInN/GaN (синие, зеленые
(сине-зеленые), белые) при перегрузке по току например в 2 раза живут …
часа 2-3! Так, что если желаете чтобы светодиод горел и не сгорел в
течении ходя бы 5 лет позаботьтесь о его питании.
Если мы
устанавливаем светодиоды в цепочки (последовательное соединение) или
подключаем параллельно добиться одинаковой светимости можно только если протекающий ток будет через них одинаков.
Еще
хочу заострить внимание на том что светодиоды очень боятся обратного
напряжения, оно очень низкое 5 — 6 вольт, импульсы обратного тока (а
автомашинах) способны значительно сократить срок службы.
Значить как сделать самый простой стабилизатор тока?
Для
этого берем LM317 если нужно стабилизировать ток в пределах до 1 ампера
или LM317L если необходима стабилизация тока до 0,1 А. Даташит можно
скачать здесь!
Так выглядят стабилизаторы LM317 с рабочим током до 1,5 А.
А так LM317L с рабочим током до 100 мА.
Для тех кто не знает Vin — это сюда подается напряжение, Vout — отсюда получаем…, а Adjust вход регулировки. В двух словах LM317 это стабилизатор с регулируемым выходным напряжением.
Минимальное выходное напряжение 1,25 вольта (это если Adjust "посадить"
прямо на землю) и до входного напряжения минус наши 1,25 вольта. Т.К.
максимальное входное напряжение составляет 37 вольт, то можно делать
стабилизаторы тока до 37 вольт соответственно.
Для того чтобы LM317 превратить в стабилизатор напряжения нужен всего 1 резистор!
Схема включения выглядит следующим образом:
С формулы внизу рисунка очень просто рассчитать величину резистора для необходимого тока. Т.е сопротивление резистора равно — 1,25 разделить на требуемый ток.
Для стабилизаторов до 0,1 ампера мощность резистора 0,25 W вполне
годиться. На токи от 350 мА до 1 А рекомендуется 2 вата. Для тех кто не
хочет считать привожу таблицу резисторов на токи для широко
распространенных светодиодов.
Ток (уточненный ток для резистора стандартного ряда) Сопротивление резистора Примечание
20 мА 62 Ом стандартный светодиод
30 мА (29) 43 Ом "суперфлюкс" и ему подобные
40 мА (38) 33 Ом "суперфлюкс" и ему подобные
80 мА (78) 16 Ом четырехкристальные
350 мА (321) 3,9 Ом одноватные
750 мА (694) 1,8 Ом трехватные
1000 мА (962) 1,3 Ом 5 W
А
теперь пример с учетом всего выше сказанного. Сделаем стабилизатор тока
для белых светодиодов с рабочим током 20 мА, условия эксплуатации
автомобиль (сейчас так моден световой тюннинг…).
Для белых
светодиодов рабочее напряжение в среднем равно 3,2 вольта. В автомашине
(легковой) бортовое напряжение колеблется (в опять же среднем) от 11,6
вольт в режиме работы от аккумулятора и до 14,2 вольта при работающем
двигателе. Для российских машин учтем выбросы в "обратке" (и в прямом
направлении до 100 ! вольт).
Включить последовательно можно только
3 светодиода — 3,2*3 = 9,6 вольта, плюс 1,25 падение на стабилизаторе =
10,85. Плюс диод от обратного напряжения 0,6 вольта = 11,45 вольта.
Полученное
значение 11,45 вольта ниже самого низкого напряжения в автомобиле — это
хорошо! Это значит на выходе будет всегда наши 20 мА независимо от
напряжения в бортовой сети автомобиля. Для защиты от выбросов
положительной полярности поставим после диода супрессор на 24 вольта.
P.S.
Подбирайте количество светодиодов так чтобы на стабилизаторе оставалось
как можно меньше напряжения (но не меньше 1,3 вольта), это надо для
уменьшения рассеиваемой мощности на самом стабилизаторе. Это особенно
важно для больших токов. И не забудьте, что на токи от 350 мА и выше
LMка потребует радиатор.
наша схема:
В
принципе супрессор для дешевых светодиодов можно и не ставить, но диод
для в автомобиле обязателен! Рекомендую его ставить даже если вы просто
подключаете светодиоды с гасящим резистором.
Как рассчитывать сопротивление резистора для светодиодов я думаю описывать излишне, но если надо пишите на форуме.
Еще забыл: — по схеме, если непонятно! На К1 подаем плюс "+", а на К2 минус (на шасси автомашины садим)."
ЗЫ: Я просто выложил статью, автор не известен, увы, подсказать по каждому конкретному случаю не могу!