Устройство для восстановления и заряда аккумулятора
В результате неправильной эксплуатации автомобильных
аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.
Известен метод восстановления таких батарей при заряде их
ассимметричным током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока
выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только
восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить
профилактическую обработку исправных.
На рисунке приведено простое зарядное устройство, рассчитанное на
использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает импульсный
зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для
восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный
зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный ток
определяется величиной номинала резистора R4. Схема выполнена так, что
заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины
периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит
напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2
закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.
Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по
амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и
через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны
соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как
амперметр показывает усредненное
значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины
периода.
В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого
разряда
в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле
К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1
применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В или на меньшее
напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается
ограничительный резистор.
Для устройства можно использовать трансформатор мощностью не
менее 150
Вт с напряжением во вторичной обмотке 22...25 В. Измерительный прибор
РА1 подойдет со шкалой 0...5 А (0...3 А), например М42100. Транзистор
VT1 устанавливаются на радиатор площадью не менее 200 см2,
в качестве которого удобно использовать металлический корпус
конструкции зарядного устройства. В схеме применяется транзистор с
большим коэффициентом усиления
(1000...18000), который можно заменить на КТ825 при изменении полярности
включения диодов и стабилитрона, так как он другой проводимости (см.
рисунок ниже). Последняя буква в обозначении транзистора может быть
любой.
Для защиты схемы от случайного короткого замыкания на выходе установлен
предохранитель FU2. Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16MB, R4
— ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.
Самоделкин - Сделай сам, своими руками.
|